Customer Data Platform (CDP)

- платформа клиентских данных

Даша Савицкая avatar
Автор: Даша Савицкая
Обновлено больше недели назад

СDP - это система для создания базы данных, в которой хранится и обрабатывается информация по каждому клиенту, и запуска персонализированной коммуникации на основе этих данных.

У CDP есть 4 основные функции:

1) Сбор информации из различных источников. Например, email, телефон, токены для web-пуш уведомлений, ID устройств, история событий на сайте, точки подписки и т.д.

2) Объединение всей клиентской информации в единый профиль.

3) Сегментация клиентской базы на основании собранных данных для решения маркетинговых задач.

4) Коммуникация с клиентами, в том числе автоматическая персонализированная, при наступлении определенных триггерных сценариев.

Разберем работу CDP на конкретных примерах.

Интернет-магазин детских товаров

Клиент приходит в интернет-магазин и оформляет заказ. CDP отслеживает все действия клиента на сайте, включая список его покупок. Если клиент регистрируется на сайте и заполняет анкету, CDP тоже записывает все данные в базу. Это может быть любая информация: количество и даты рождений детей, город, телефон и т.д. Если затем клиент снова зайдет на сайт, система вновь отследит это. Любое событие может быть передано в CDP и служить триггером для запуска авторассылки. Например, "посмотрел товары", но не "положил товар в корзину" и не "оформил заказ" через 1 час. Или же можно настроить авторассылку и отправлять письмо за 3 дня до наступления дня рождения ребенка.

Все данные, хранимые в базе и поступаемые в сервис вместе с событиями, могут быть использованы для сегментации базы и персонализации рассылок. В сервисе можно выбрать сегмент тех, кто делал покупки в течение последнего года, или, наоборот, не заходил на сайт уже более 2 лет.

CDP также позволяет подтягивать в письма персональные данные о клиенте из базы или события. Например, в письме о "брошенной корзине" можно показать товары, которые хотел купить, но не приобрел клиент, или обратиться к нему по имени и т.д.

Классическими триггерными письмами для интернет-магазина, которые позволяет запустить CDP, являются:

  • Брошенный просмотр категории

  • Брошенный поиск

  • Брошенный просмотр товара

  • Брошенная корзина

  • Снижение цены на товар в брошенной корзине

  • Оформление заказа

  • Прогноз следующей вероятной покупки (для товаров цикличного спроса)

Однако этот список далеко неисчерпывающий. CDP позволяет реализовывать абсолютно любые механики персонализированных коммуникаций, которые нужны бизнесу.

Сервис или приложение

CDP может быть использована не только в интернет-магазинах, но и в других нишах. Главное, описать детально цикл жизни клиента и определить на основании него список событий, которые необходимо отслеживать и передавать в сервис.

Например, есть некий сервис или приложение. Цикл жизни клиента условно опишем так:

  • посещение сайта

  • регистрация

  • активация триального периода

  • начало использования функционала

  • окончание триала

  • оплата подписки

  • окончание оплаченной подписки

  • отмена подписки

На каждом этапе жизненного цикла можно и нужно создавать персонализированную коммуникацию, направленную на повышение конверсии в использовании сервиса и оплату, а также на удержание клиента. Для этого ставится трекер отслеживания событий (они могут передаваться как с фронтенда, так и с бэкенда), который передает данные в CDP. В данном случае такими событиями могут быть: посещение сайта, начало заполнения регистрационной анкеты (тут сразу можно передавать все заполненные данные в анкете), регистрация, активация триала, начало использования сервиса, окончание триала, оплата и т.п. Могут отслеживаться и любые другие микроконверсии, которые бизнес сочтет важными для маркетинга.

Триггером для запуска автоматических рассылок может служить любой сценарий, собранный из передаваемых событий. Например, "активировал триал", но не "начал пользоваться сервисом" через 3 дня. В письме можно обратиться по имени, напомнить дату окончания триального периода и рассказать о том, какой полезный сервис или научить им пользоваться.

При проведении массовых рассылок также можно проводить сегментацию на основании данных, полученных в событиях, и самих фактах наличия этих событий в клиентской истории.

Нашли ответ на свой вопрос?